Развитие младенца: что умеет ребенок в 1 месяц

Чему успеет научиться новорожденный ребенок за месяц и как родители могут помочь адаптироваться малышу к новому и непривычному миру – тема сегодняшней статьи.

Физическое развитие

В первый месяц жизни  организм младенца адаптируется к внешнему миру. Процесс затрагивает все системы и органы.  Кожа, дыхательные пути и кишечник заселяются незнакомыми микроорганизмами.

Система кроветворения перестает производить фетальный гемоглобин. Его заменяет обычный.  Увеличивается нагрузка на почки и эндокринную систему.

В первые 7-10 дней новорожденный теряет около 10% своей массы. Это объясняется процессами адаптации к новому миру.

Со второй недели жизни крохи начинают набирать массу. За первый месяц она увеличивается на 600-1000 грамм. В росте малыш прибавляет от 3 до 5 сантиметров.

Слух

Еще в утробе матери ребенок слышит звуки – голоса родителей, разные шумы, музыку. С рождением нагрузка на органы слуха увеличивается. Ребенок привыкает к более «громким» звукам, учится соотносить их с объектами.

К концу первого месяца новорожденные дети хорошо отличают голос мамы от других. Он действует на малышей успокаивающее.

Резкие звуки пугают ребенка, он реагирует на них вздрагиванием, может развести ручки в сторону, а потом вновь обнять себя.

Если вы заметили, что крошка никак не реагирует на любые звуки, это повод обратиться к ЛОРу-сурдологу.

Чтобы стимулировать развитие слуха, окружайте малыша разными звуками. Шуршание бумаги или целлофана, звон колокольчика или погремушки, звуки природы – все это обогащает звуковую картину мира малыша. Не стоит полностью «ликвидировать» бытовые шумы.

Зрение

Новорожденные рождаются близорукими. Они отчетливо различают крупные объекты, расположенные в 20-30 сантиметрах от их лица. Им еще сложно фокусироваться надолго.

В первые недели жизни у младенца может наблюдаться легкое косоглазие. Но к концу второго месяца оно должно пройти. Если это не произошло, нужно проконсультироваться с окулистом.

Для развития зрения ребенка лучше использовать черно-белые простые изображения. Их развешивают на 10-15 минут на расстоянии 30 сантиметров от лица малыша.

К концу 1 месяца ребенок может фиксировать взглядом лицо родителя, следить за перемещением яркой погремушки.

Если малыш не смотрит в глаза взрослому, не реагирует на перемещение светящегося объекта – это повод проконсультироваться у офтальмолога.

Двигательная активность

Движения новорожденного ребенка не скоординированы и носят хаотичный характер. Первый месяц жизни ножки и ручки малыша полусогнуты, кисти сжаты в кулачки.

В этот период присутствует физиологический гипертонус мускулатуры. Он ослабевает к 4-5 недели, а 12-14 вовсе проходит.

Несмотря на всю хаотичность движений у малыша есть целый комплекс рефлексов. Часть из них угаснет, а часть станет основой для более сложных поведенческих реакций.

К концу 1 месяца ребенок прогрессирует в своем развитии. Так в положении лежа на животе он не просто поворачивает головку набок, но и пытается около секунды ее удерживать.

Если не пеленать малыша во время бодрствования, это даст стимул к развитию его двигательной активности. Расширит «кругозор» малыша, будет способствовать его психическому и социальному развитию.

Показатели физического развития

Список того, что должен уметь ребенок в 1 месяц включает:

  • попытки перевернуться со спины на бок,
  • попытки удерживать головку в положении лежа на спине,
  • следит взглядом за перемещающимся в горизонтальной плоскости предметом,
  • узнает мамин голос, запах.

Малыши учится улыбаться. К концу первого месяца жизни ребенок пытается издавать звуки в такт с говорящим взрослым. Он выражает радость при кормлении или игре.

О любом дискомфорте заявляет плачем. Слезы как таковые появляются как раз в 3-4 недели.

Особенности сна

Первый месяц жизни новорожденного проходит в постоянно сменяющих друг друга фазах сна и бодрствования. Первые недели малыш спит около 20 часов в сутки, просыпаясь для еды и непродолжительного изучения окружающего мира.

Для младенца характерен так называемый быстрый сон. Поэтому крохи часто просыпаются от любого постороннего звука или попытки переложить с рук в кровать. У ребенка еще не выработались суточные циклы, он не имеет представления о дне и ночи.

В этот период важно наладить режим сна и бодрствования. Если ребенок просыпается среди ночи и не засыпает, не нужно включать свет, играть с ним или разговаривать. Малыша лучше уложить рядом с собой или покачивать на руках.

К концу четвертой недели среднесуточное время сна сокращается до 16-17 часов.

Познание мира

Младенцы большую часть времени спят, но в короткие моменты бодрствования нуждаются в общении. Ребенку в 1 месяц жизненно необходима мамина забота. Объятья и ласковый голос дают малышу понять, что с ним все в порядке, ему ничего не угрожает.

Было доказано, что младенцы, долгое время проводившие в одиночестве, отставали в нервно-психическом и физиологическом развитии. Поэтому не ограничивайте время, которое кроха проведет у вас на руках.

Для первого месяца жизни существуют следующие нормы познавательного развития:

  • пассивное наблюдение за предметами,
  • хватает вложенную в ладошку погремушку и тут же отпускает,
  • тянется к груди в перерывах между кормлениями,
  • может на несколько секунд перевести взгляд на яркий источник света или другой раздражитель.

В общей сложности ребенок активен один час из десяти.

Социальное и психологическое развитие

С первых дней жизни младенцы интуитивно чувствуют эмоциональное состояние взрослого. Они подстраиваются под него, оно определяет детское представление о мире.

Уставшая и нервная мама подает ребенку сигнал, что мир опасен. Улыбающаяся и спокойная дарит ощущение безопасности.

К показателям нормального социально-психологического развития младенца в месяц относят:

  • плач, как способ попросить о помощи,
  • запоминание предметов, показанных повторно в течение нескольких секунд,
  • ребенок успокаивается и затихает, когда кто-то из родителей берет его на руки,
  • способность устанавливать зрительный контакт с мамой или папой,
  • малыш реагирует на голос знакомого взрослого.

Младенцы способны приспособить положение своего тела к человеку, держащему их на руках. Они способны фиксировать взгляд на улыбающемся лице мамы или папы.

Уход за новорожденным в первый месяц жизни

Важная часть ухода за новорожденным в первый месяц жизни – кормление. Большинство педиатров рекомендуют налаживать ГВ по требованию. А для деток на ИВ в большей степени придерживаться стратегии «по часам».

Грудное молоко ребенок переваривает быстрее, поэтому интервалы между кормлениями, впервые недели жизни могут быть 2-3 часа. Потом они увеличатся до 4 часов.

Гигиена

Каждое утро необходимо умывать малыша, при необходимости, чистить носик. Для этого используют кипяченую воду и ватные диски. Носовые проходы чистят специальными ватными палочками с ограничителями.

После каждой смены подгузника ребенка подмывают под проточной теплой водой или протирают промежность влажными салфетками. Если пренебрегать этим, велик риск развития опрелостей или дерматита.

Купают малыша до заживления пупочной ранки только в кипяченой воде. В нее добавляют слабый раствор марганцовки. При желании можно делать ванны с настоем календулы, ромашки. Они успокоят нервную систему, помогут ускорить засыпание.

Пупочную ранку утром и после купания обрабатывают перекисью водорода. Аккуратно убирают корочки с помощью ватной палочки.

Как развлекать и развивать малыша

Для малышей первых трех месяцев жизни подойдут погремушки с разными наполнителями. Они могут быть сделаны из пластика, дерева или ткани. Чем разнообразнее текстуры, с которыми соприкасаются пальчики малыша тем лучше. Развитие тактильных ощущений стимулирует развитие речи.

Для стимулирования зрительного аппарата можно использовать яркую погремушку. Держите ее у лица малыша на расстоянии около 40 сантиметров. Когда он сфокусирует на ней взгляд, плавно перемещайте ее, то вправо, то влево.

Для развития слуха можно использовать подвесные музыкальные мобили. Стимулировать и слух, и речь можно, читая крошке простенькие стишки потешки, включая детские песенки.

Заключение

Младенец в 1 месяц кажется беспомощным и слабым. Но на деле его организм проделал колоссальную работу по адаптации к новым условиям.

Малыш научился узнавать голоса и лица родных, а его двигательная активность становится все более осмысленной.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: