Развитие ребенка от рождения до года: основные моменты и таблицы норм по месяцам

Появление в семье малыша – момент важный и крайне ответственный. И не имеет значения, первенец это или второй, третий ребенок. Каждый подготовленный родитель знает, насколько насыщенным является первый год жизни малыша, и как важно отслеживать развитие ребенка по месяцам, чтобы не упустить важные моменты или отклонения. В помощь новоиспеченным родителям предлагаем емкую, но легкую для восприятия статью, чтобы всегда оставаться в курсе событий и эффективно помогать малышу расти и развивать.

В сантиметрах и килограммах: таблица норм физического роста ребенка первого года жизни

Измерять, слушать, смотреть малыша после рождения – это обыденные действия, которые очень быстро входят в привычку молодых родителей.

Сколько грамм набрали, на сколько сантиметров подросли, как соотносятся окружности головы и груди – все это старательно сверяют с  показателями таблицы развития ребенка по месяцам до года (так называемая «таблица норм физического развития»).

Но эти данные можно использовать лишь для приблизительной ориентации в «нормальности» физического роста малыша, учитывая при этом:

  • показатели роста и веса ребенка при рождении,
  • особенности индивидуального развития и наследственность малыша,
  • пол ребенка,
  • состояние и самочувствие малыша,
  • в таблицах представлены усредненные или крайние показатели норм,
  • статистика ВОЗ и педиатрических наблюдений может иметь расхождения.

Тем не менее, расти до года малыш должен, приблизительно, так:

Рост, см Вес, кг ВОЗРАСТ (мес) Окружность головы, см Окружность груди, см
47-52 2,5-4 рождение 32-36 31-38
49-53 3-4,5 1 33-37 32-39
51-57 3-5 2 35-38 33-40
55-60 4,5-6,5 3 37-40 34-42
57-63 5-7 4 38-41 36-44
59-66 6-8 5 39-42 38-46
61-68 6-8 6 40-43 39-47
63-69 6,5-9 7 41-44 40-49
65-71 7-9,5 8 42-45 41-50
66-72 7-10 9 42-46 42-51
67-74 7-10 10 43-47 43-52
69-75 7,5-10,5 11 43-47 43-53
70-76 8-11 12 44-50 44-54

В таблице приведены крайние усредненные, низкие и высокие показатели по росту и развитию мальчиков и девочек, поэтому не стоит волноваться, если где-то на 1-2 сантиметра или полкилограмма показатели малыша «выпадают».

Организм найдет свой темп и скорость развития, комфортные для ребенка.

О явных проблемах и возможных отклонениях в развитие и питании (при их наличии) сообщит и проконсультирует квалифицированный детский врач на плановом приеме

Умею, могу и учусь: всестороннее развитие по месяцам до года

Когда ребенок хорошо кушает и растет, сантиметры и весы откладываются в сторонку, и родители начинают интересоваться возможностями, навыками и новыми умениями малыша. Что он уже умеет и что должен уметь, как воспринимает окружающий мир и как должен на него реагировать, что у него получается хорошо, а где требуется помощь и поддержка родителей или специалистов.

Календарь развития по месяцам до года

Новорожденный:

  • малыш дышит, видит, слышит, издает звуки,
  • движения рук и ног хаотичны,
  • пальцы рук сжаты в кулачки,
  • руки и ноги полностью не выпрямляются,
  • присутствуют врожденные рефлексы: мигательный, поисковый, сосательный, глотательный, хоботковый, ладонно-ротовой, подошвенный, защитный, хватательный, обхватывания, шаговый, ползанья, нырятельный,
  • большую часть времени малыш спит.

В 1 месяц:

  • ребенок в положении лежа начинает поднимать голову и шею,
  • реагирует на звуки и свет,
  • присматривается к очертаниям предметов и лицам,
  • может следить за движением яркого предмета,
  • начинает улыбаться,
  • реагирует на разные интонации в голосе родителей.

В 2 месяца:

  • ребенок пытается удерживать голову вертикально около минуты,
  • приподнимает голову и грудь, лежа на животике,
  • активно реагирует на звуки, свет, привлечение внимания,
  • движения рук и ног становятся менее хаотичными,
  • ярко проявляется «комплекс оживления»,
  • малыш может удерживать и рассматривать игрушку в руке,
  • развивается трехмерное восприятие предметов,
  • ребенок пытается сам поворачиваться на бок.

В 3 месяца:

  • хорошо держит голову до 2 минут,
  • лежа на животе, пытается приподняться на локтях,
  • становится более подвижным и вертлявым, пробует переворачиваться,
  • проявляет активный интерес к игрушкам, пытается их схватить,
  • тянет ручки и одеяло в рот,
  • хватательный рефлекс переходит в осознанное хватание,
  • малыш начинает гулить и смеяться,
  • привлекает внимание доступными способами (крик, плач, смех, перебирание ножек).

В 4 месяца:

  • малыш пытается поднимать голову лежа на спине,
  • делает попытки подтянуться и сесть,
  • упирается ножками, когда его держат вертикально под мышки,
  • переворачивается на бок,
  • делает попытки повернуться со спины на живот,
  • поднимается и упирается на ладошки, лежа на животе,
  • удерживает внимание на интересующем предмете несколько минут,
  • играет погремушками, ударяет по ним, пытается словить,
  • узнает лица близких,
  • различает и узнает голоса,
  • реагирует на свое имя,
  • часто и долго может гулить.

В 5 месяцев:

  • пытается переворачиваться с живота на спину,
  • начинает сидеть с поддержкой, полулежа,
  • предпринимает попытки ползти по-пластунски,
  • увлеченно рассматривает и ощупывает различные предметы,
  • играется со своими пальчиками и ножками,
  • появляется «пищевой интерес» к взрослой еде,
  • может пить с ложечки,
  • узнает своих близких и остерегается чужих,
  • могут начать лезть зубки,
  • появляется «цветное» зрение,
  • у малыша может получиться произнести первые простые слоги.

В 6 месяцев:

  • ребенок тянется ручками к маме, просится на руки,
  • крутится, переворачивается,
  • лежа на животе пытается ползти/ подтягиваться вперед или отталкиваться назад,
  • сидит и достаточно твердо стоит с поддержкой,
  • делает попытки встать на четвереньки,
  • «играет» своим голосом, лепечет то тихо, то громко,
  • перекладывает игрушки из руки в руку,
  • знает и использует основные особенности игрушек (стучит, пищит и т.д.),
  • можно начинать вводить первый прикорм, давать пробовать новую еду.

В 7 месяцев:

  • ребенок уверенно сидит сам,
  • наклоняется и тянется за игрушками в положении сидя,
  • ползает,
  • делает попытки встать у опоры,
  • узнает знакомые вещи по названию (смотрит на них, когда его просят найти),
  • интересуется своим отображением и телом,
  • бросает и подбирает игрушки,
  • «знакомится» с причинно-следственными связами (бросить-упало),
  • сам может держать поильник, когда пьет из него,
  • хорошо кушает с ложки.

В 8 месяцев:

  • малыш может сам сесть и подняться на ноги у опоры,
  • пытается делать первые шаги с поддержкой,
  • хлопает в ладоши,
  • машет «пока»,
  • расширяется мимический репертуар реакций,
  • может длительное время играть с любимой игрушкой,
  • знает, как достать или попросить желаемую вещь,
  • может сам держать и есть сухарик/ бублик и т.д.,
  • формируются устойчивые связи (кушать – идти на кухню и т.д.),
  • лепечет на своем языке.

В 9 месяцев:

  • ребенок уже ходит у опоры или за руки,
  • делает попытки ходить самостоятельно,
  • интересуется маленькими предметами, развивает мелкую моторику,
  • играет преимущественно сидя,
  • может выполнять простые просьбы (принести, дать),
  • появляются устойчивые сочетания слогов, первые слова со смыслом,
  • понимает запреты,
  • использует знания из долговременной памяти,
  • стремится к активному общению,
  • подражает действиям взрослых (например, подносит телефон к уху).

В 10 месяцев:

  • приседает, поднимается на ноги, наклоняется,
  • пытается ходить за одну руку,
  • учится переступать преграды,
  • любит открывать/закрывать шкафчики, складывать/ разбрасывать игрушки,
  • произносит простые односложные слова,
  • разбирает игрушки, складывает пирамидку,
  • формируется привязанность к часто встречающимся людям,
  • стремиться к другим детям,
  • хочет пробовать есть сам, играется с едой,
  • указывает на предмет, который называют.

В 11 месяцев:

  • совершенствуются двигательные навыки,
  • ребенок выполняет двусложные просьбы (иди, принеси),
  • эмоционально выражает свое отношение, принятие/непринятие,
  • может найти или показать называемый предмет,
  • нравится что-либо рвать, растягивать, доставать,
  • хорошо ориентируется и передвигается в пространстве,
  • стремится к совместной игре,
  • учится делиться, просить,
  • может сам руководить процессом кормления (берет сам чашку, показывает на ложку),
  • пытается стягивать с себя вещи,
  • танцует.

В год:

  • ребенок ходит сам,
  • приходит, когда его зовут по имени,
  • в словарном запасе есть около десятка простых слов,
  • умело преодолевает преграды на пути,
  • выполняет сложные поручения,
  • начинается момент «отделения» от взрослого,
  • с интересом наблюдает и «комментирует» происходящее вокруг,
  • появляются элементы сюжетных игр (возит машинку, укладывает куклу),
  • активно подражает действиям взрослых и сверстников.

Как развиваются мальчики и девочки?

Развитие по месяцам до года мальчика и девочки могут незначительно отличаться, как в силу индивидуальных, так и физиологических особенностей. Например, девочек не советуют торопиться высаживать самостоятельно раньше полугода, чтобы не было в будущем проблем с внутренними женскими органами. А мальчики нередко бывают молчаливы, не хотят долго говорить первые слова. Здесь каждому родителю следует четко понять и грамотно разобраться в сути и значении всевозможных нормативных таблиц и графиков развития детей до года, чтобы не торопить, но и не затягивать естественные события.

Наш уже умеет, а ваш?

Кроме вполне естественных переживаний родителей в отношении соответствия развития своего малыша «общепринятым» нормам, немало беспокойства вызывают опыт и результаты малышей других родителей. Особенно впечатлительными бывают мамы. Развитие по месяцам до года девочки или мальчика становится для них обязательным планом к выполнению. Ведь результатами  можно похвастаться мамочкам на площадке: малыш начал сидеть раньше положенного, или уже кушает новые продукты с 4 месяцев.

Но не бывает абсолютно одинаково развивающихся малышей, даже у одних родителей, даже если это близнецы.

Каждый ребенок уникален, у каждого свои особенности организма, темпы и скорость развития и приобретения навыков и умений. Развитие ребенка – это не дрессировка животного. Тут нельзя просто взять и научить. Детский организм должен быть подготовлен к каждому новому достижению.

Заключение

Родители могут лишь немного помогать малышу:

  • любить его,
  • обеспечивать для него необходимые условия питания и ухода,
  • общаться, играться и упражняться с малышом,
  • посещать детского врача и прислушиваться к его рекомендациям,
  • гулять и заниматься,
  • быть спокойными и счастливыми родителями здорового малыша.

Не гонитесь за успехами других детей. Всему свое время.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: