Развитие речи у ребенка: 11 этапов становления + методики

С появлением в семье детей вопросы воспитания и развития ребенка становятся основными и очень тревожными для родителей. После первых моментов, касающихся физического развития ребенка, особое волнение вызывает развитие речи у детей: когда  малыш должен полноценно заговорить, как способствовать развитию речи ребенка, когда нужно ждать, а когда – обращаться за помощью к специалистам?

Эта статья предназначена помочь родителям разобраться в основных моментах этого актуального вопроса.

Особенности речи детей разного возраста

Каждый ребенок уникален. У каждого – разные задатки, наследственность и окружение, поэтому, естественно, что и развиваются детки по-разному (в плане скорости и интенсивности). Тем не менее существуют определенные нормы развития речи у детей с приблизительными возрастными рамками (плюс-минус 2-3 месяца) для формирования того или иного навыка и умения:

  • До 2 месяцев ребенок «общается» посредством плача и крика, сообщая о том, что он проголодался, хочет спать или он мокрый.
  • К 3 месяцам речь ребенка проявляется гулением, разнообразием звуковых интонаций и реагированием на обращенную к нему речь взрослого.
  • К 6 месяцам ребенок начинает лепетать, как с самим собой, так и в ответ на обращения взрослых. Узнает в речи свое имя, могут прозвучать первые слоги.
  • В 7-9 месяцев лепет совершенствуется до первых слов с одинаковыми слогами («ма-ма», «ба-ба» и т.д.), попыток имитации взрослой речи без понимания смысла,
  • К году появляются звукоподражание, простые слова («на», «ам») и понимание значения слова «нет».
  • До полутора лет у ребенка пополняется пассивный словарь, развивается автономная речь. Ребенок понимает простые инструкции. Использует до 20 простых слов,
  • В 2 года ребенок знает и произносит названия хорошо знакомых предметов, строит предложения из двух слов, использует в речи местоимения и предлоги. Речь ребенка становится понятна взрослому.
  • В 3 года дети уже составляют предложения из 3 и более слов, могут назвать свое имя, пол, возраст. Знают цвета, части тела, разные размеры. Используют в речи множественное число и прошедшее время.
  • В 4 года ребенок знает названия многих животных, соотносит предметы по размеру, объединяет предметы по общему признаку, считает до 5.
  • К 5 годам речь ребенка становится почти полностью грамматически правильной. Ребенок использует много описательных слов, знает назначение бытовых предметов, считает до 10, умеет пересказывать услышанные истории, ориентируется во временных понятиях.
  • 6-летний ребенок продолжает активно расширять словарный запас, задает много вопросов, умеет составлять рассказ по картинке, ориентируется во времени и пространстве.

Родителям не стоит воспринимать данные нормы и их границы слишком буквально и жестко. Это своего рода ориентир, который поможет контролировать процесс речевого развития ребенка, направлять и корректировать его.

Как развивать речь, чтобы ребенку это было интересно?

Освоение родной речи детьми происходит не так, как изучение иностранных языков взрослыми, то есть, посредством заучивания новых слов и правил. Это более естественный и непринужденный процесс, который связан непосредственно с основными видами деятельности ребенка, познанием окружающего мира.

Чем активнее ребенок, тем легче и быстрее происходит формирование речи. А родители могут сделать этот процесс еще и более интересным, используя различные игры, прибаутки и упражнения для развития речи.

Познаем мир

Стимулировать речевое развитие малыша можно уже с самого рождения, активизируя работу его органов чувств:

  • зрение – украсить комнату большими аппликациями, повесить мобиль над кроваткой, показывать различные предметы, предоставить разнообразие игрушек, рассматривать книжки и окружающий мир,
  • слух – разговаривать с малышом, комментировать свои действия, включать музыку, знакомить с разными звуками, использовать потешки,
  • осязание – предлагать игрушки разной формы, текстуры, размеров, разрешать ребенку все пробовать ручками и даже «на зуб»,
  • обоняние и вкус – по возможности и по возрасту предлагать малышу знакомиться с различными запахами и вкусами.

Стихи-потешки и пестушки

Это коротенькие стишки-приговорки, которыми можно сопровождать различные действия ребенка или с ребенком. Проговаривая пестушки родитель выполняет действия с малышом (двигая его ручками, ножками), а потешками сопровождает действия самого малыша:

Лепим мы куличи, (мама хлопает ладошками малыша)

Круглые как личико. (мама прикладывает ручки ребенка к щечкам)

Достаем из печи,

Вкусные куличики. (мама протягивает вперед ручки малыша)

Буль, буль, буль,

Карасики.

Моемся мы в тазике.

Рядом лягушата,

Рыбки и утята. (во время купания)

Играем пальчиками

Зоны мозга, отвечающие за движения пальцев и развитие речи, находятся рядом, поэтому, активное развитие первой положительно влияет на формирование речи.

Помимо широко известных пальчиковых игр со стишками, как «Сорока-ворона», «Наши пальчики устали», полезно использовать в общении с ребенком разнообразные жесты и побуждать его делать то же самое. Например, показать пальчиками, сколько малышу лет, грозить пальчиком, кивать «да» и «спасибо», изображать топающего человечка пальчиками.

Развитие мелкой моторики также стимулирует развитие речи у ребенка. Отлично в этом плане работают игры с:

  • собиранием, перекладыванием, нанизыванием средних и мелких деталей,
  • расстрегиванием / застегиванием различных змеек, пуговиц, липучек,
  • расспутыванием веревочек,
  • просеиванием песка,
  • игры с прищепками, пипетками, паззлами и т.д.

Игры-сюрпризы и рифмованные загадки

Дети очень любят что-то неожиданное и загадочное. Поэтому им нравятся игры, где их ждет сюрприз. Не подарок, а неожиданность. Одна из таких игр, например, «Кто живет в домике?» В мешочек или закрытую коробку прячут фигурки животных, и спрашивают у ребенка: «Кто живет в домике?» И достают одну из фигурок, называя животное или говорят, как оно «говорит» (например, «лягушка» илим«ква-ква»).

Для деток постарше можно описывать животное в коробке словами, побуждая догадаться кто это может быть. Также детки постарше любят стишки-загадки, где ответ «напрашивается» по рифме, или, наоборот, где отгадка не рифмуется, а кроется в самом тексте стиха:

Серый волк в густом лесу

Встретил рыжую (лису)

Снежок подтаял между сосен –

Пришла зиме на смену… (Не осень, а весна)

Игры с элементами дыхательной артикуляционной гимнастики

Оба вида упражнений и игр данного плана полезны для речевого развития в контексте формирования правильного звукопроизношения.

Дыхательные упражнения можно начинать с игры на дудочке, гармошке. Дальше предложить ребенку надувать шарики, дуть мыльные пузыри, сдувать перья, бумажную бабочку, «двигать» бумажные кораблики в воде, произносить протяжно разные звуки то громко, то тихо и т.д.

Артикуляционная гимнастика способствует развитию непосредственно речевого аппарата, его движений. Большинство таких упражнений являются основой занятий с логопедом, но ребенку дома можно подать их просто в игровой форме:

  • вытягивать губки трубочкой, как хобот слона,
  • высовывать и прятать язычок,
  • цокать языком, как лошадка,
  • облизываться, как кошечка и т.д.

Книги

Книги для развития речи у детей можно использовать в нескольких вариантах.

Во-первых, ребенку нужно читать стихи, сказки и различные истории. Сначала просто, потом побуждая ребенка комментировать, оценивать, фантазировать.

Здесь можно выбирать ту литературу, которая нравится ребенку, и соответствует его возрасту.

Также сейчас есть много различных книг, сборников, тетрадей с комплексом задания для развития речи у ребенка – красочных и интересных.

Во-вторых, книги могут пригодиться родителям, которые хотят больше знать об особенностях речевого развития деток, различных методиках, упражнениях, играх и т.д. Ведь нужно не просто выполнять упражнения, а делать это правильно (особенно это касается артикуляционных упражнений), чтобы не запутать ребенка.

Развитие речи у детей и помощь специалистов

Существуют определенные возрастные нормы речевого развития детей, которые допускают некоторые отклонения. Каждый ребенок уникален и у него есть свое время для проявления речевых навыков.

Но некоторые моменты, все же могут быть поводом родителям насторожиться, и обратиться за консультацией к специалисту:

  • ребенок не гулит до 4 месяцев,
  • не реагирует на звуки и смену интонации к 6 месяцам,
  • к году не реагирует на оклик и не выполняет простые просьбы,
  • не называет родителей «мама» и «папа» к 1,5 годам,
  • не говорит простыми предложениями и не может выполнить двусложные просьбы к 2 годам,
  • в 3-4 года не отвечает на простые вопросы о себе, не может повторить короткие стишки, присутствует неправильное звукопроизношение.

Если родители замечают такие особенности у своего ребенка, им стоит как можно раньше обратиться к педиатру, который поможет определить причину или направит к нужному специалисту (отоларингологу, неврологу, дефектологу, логопеду).

Заключение

Каждый родитель с нетерпением ждет первых звуков и слов от своего малыша, и радуется каждому из них. Освоение речи не такой уж и легкой, хоть и естественный, процесс для детей. Но любящие и заботливые родители всегда способны сделать его более легким и интересным.

Разговаривайте с ребенком, играйте с ним, делитесь опытом и любите! А с другими мамочками делитесь своим мнением в комментариях к статье.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: